Национальный конкурс Друг детства, Казахстан
Национальный конкурс Друг детства, Казахстан
Детский конкурс Друг детства, Казахстан Детский конкурс Друг детства, Казахстан

Новости и события

02 сентября 2010
Аким Алматы просит вдвое повысить зарплату учителям школ города
Новости Казахстан
01 сентября 2010
Мажилисмен Сыздыкова предлагает объявить 1 сентября выходным днем
Интерфакс Казахстан
24 августа 2010
Ходишь в школу, ходишь – бац, и третья смена…
Известия Казахстан

Архив новостей

Фестивали, конкурсы


Апрель 2024
ПнВтСрЧт ПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Перейти в раздел

Фотоотчет конкурса


Фотографии выставки работ

Фотографии выставки работ участников и Церемонии награждения, г.Астана




Туризм не для галочки - Западный Казахстан


В Западно-Казахстанской области в восьми центрах юных туристов в активную познавательную туристско-краеведческую деятельность вовлечены две тысячи кружковцев.

Занятость детей во время, свободное от занятий в школе, на селе и в городе всегда была актуальна. Центры юных туристов работают в Акжаикском, Бокейординском, Жанибекском, Каратобинском, Чингирлауском, Зеленовском, Таскалинском районах и адсминстративном центре. Стабильно работают два отдела туризма и краеведения Центров внешкольной работы.

В туристско-краеведческих объединениях образовательных учреждений ведут регулярную работу кружки по туризму, краеведению, экологии. Только в походах ежегодно участвуют более десяти тысяч(!) детей. Образовательно-воспитательная работа проводится и в школьных музеях. По инициативе туристов-организаторов в различных типах образовательных учреждений в области созданы и действуют около 40 паспортизированных краеведческих, военно-патриотических и этнографических музеев.

Эти формы туристско-краеведческой деятельности создают принципиально новые близкие и доверительные отношения между воспитателем и воспитанником. Педагог, становясь руководителем похода или работником самодеятельного кружка, оказывается в условиях, которые называют «педагогикой сотрудничества».

К примеру, руководство походом подразумевает обязательное участие в нем учителя, а фактически его социальное равенство с другими участниками похода (детьми и взрослыми). Складывается семейственность в хорошем смысле слова. Дети смотрят на педагога по-новому, и больше ему доверяют. Подростки делают неожиданное открытие: оказывается, учитель такой же близкий человек, как папа или дедушка. Учитель вместе со всеми идет по маршруту, тащит тяжелый рюкзак, мокнет под дождем. Наставник, как и все, устает, ощущает голод, мерзнет, обливается потом, его так же нещадно кусают комары. Все это способствует преодолению у педагога и ученика привычных стереотипов, создаются реальные возможности для демократизации отношений «учитель-ученик». В походе участников связывают узы некоего братства в борьбе с силами природы, ее естественными препятствиями, единства в достижении общей цели, в выполнении задач похода. Такое явление в обычной жизни класса практически никогда не встречается.

Социологи утверждают, что в общении с учителем ребенок проводит времени больше, чем в общении с родителями. Однако учительский стол все еще остается преградой между миром школьника и педагога. В условиях активных форм туристско-краеведческой работы эта преграда разрушается. Духовный мир учителя, его переживания, творческий поиск, его мысли
приобретают значимость для воспитанника. Мир зрелого, умудренного опытом человека становится частицей мира воспитанника.

И совсем неожиданный и необычный момент для ребят, проявляющийся в походе: дети учат своего учителя. К примеру, профессиональной рыбалке или готовке блюда на костре, которое подвластно далеко не всякому. В походе часты ситуации, когда кто-то из юных туристов точнее учителя определяет на глаз расстояние, или выбирает правильный путь на развилке трех дорог (ведь учитель тоже не всегда знает, по какой именно дороге надо пройти). При правильной организации такой деятельности подобные моменты не роняют авторитет учителя, а повышают репутацию ученика в глазах одноклассников и, что особенно важно, его самооценку.

Для большинства ребят, появившаяся возможность принципиально новых отношений с учителем является мощным стимулом для самовоспитания, способствует раскрытию своего внутреннего мира перед педагогом. Здесь учитель в своих правах и обязанностях почти уравнен с детьми: он – как и все. Но это не потому, что он такой вот необыкновенный демократичный человек. Его педагогическая сила заключается не в нём самом. Поход заставляет перенести, переместить учителя в такие объективные обстоятельства, в которых он уже не сможет при всем желании проявлять свою привычную авторитарность.

Обстоятельства туристского похода, в котором люди «обрекли» себя на самодеятельную жизнь без мам, пап, бабушек, без городского и домашнего комфорта, в корне меняют и связь «учитель - ученик», меняют характер их взаимоотношений. Причем перемены эти диктует не воля и талант педагога, а объективная необходимость. Жизненные блага, которые без усилий со стороны ребенка потоком льются на него дома и в школе, кажутся ему настолько само собой разумеющимися, привычными, что он их просто не замечает. А вот когда в многодневном походе группа углубляется в степь или лес на несколько километров от основной трассы, приходит осознание незащищенности, понимание, что теперь можно надеяться только на свои силы и силы спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и экономность во всем. Детскую беззаботность снимает как рукой, появляется серьезное отношение к друзьям и к жизни в целом.

Походы - мощное средство воспитания детей с дивиантным поведением. «Двоечники» - очень благодарные ребята», - уверены сотрудники областного центра туризма, краеведения и экологии. Ведь на большинство из них преподаватели и остальные взрослые поставили крест. Поэтому они по-особому ценят доверие. А туризм учит отвечать за свои деяния и настраивает на более, чем серьезный и ответственный лад. В походе естественным путем возникает очень важная для человека обстановка - ответственная взаимозависимость. В этих условиях поразительно меняется психология взаимоотношений под влиянием
экономических факторов. Как только интересы коллектива попадают в зависимость от действий отдельного члена, коллектив становится требовательным и непримиримым к недостаткам. Ведь в основе этих жизненных интересов – питания, количества собственного труда, отдыха и прочего, лежит физиология. И идеология: все хотят успешно пройти маршрут, к которому так долго готовились.

Важная деталь - возможность своевременной диагностики отклонения в развитии личности в условиях похода, туристского лагеря или экскурсии. Этому способствует пребывание подростка в атмосфере взаимодоверия и взаимопонимания. Причем не в течение 40-45 минут урока или двух часов мероприятия, а в течение длительного времени – от четырех-восьми часов в однодневном походе до нескольких дней и недель (в условиях туристского путешествия или многодневной экскурсии). Длительный период походного или экскурсионного времени позволяет успешнее проводить коррекцию поведения и развития ребенка в каждом конкретном случае.

Источник: Центр туризма, ЗКО, 03.12.2007

 Руслан (Самара)04.12.2007, 11:12:00

Со всем вышеизложенным согласен. Вспомнил свои школьные походы, прекрасное время, масса впечатлений. Подобные мероприятия действительно сплачивают коллектив, ведь это неформальное общение, вне стен учебного заведения.


  Авторизация  Отправить письмо
Ресурсы


Rambler's Top100   Национальный конкурс Друг детства, Казахстан
Электронный адрес: orgkomitet@drugdetstva.kz
© 2007 | Национальный конкурс "Друг детства"
Разработка и поддержка
сайта - компания "М-Дизайн"